Для получения тестового доступа
в систему

Деловой туризм

Деловой туризм – понятие, объединяющее поездки внутри страны или за ее пределы, совершаемые с деловыми целями, а также различные выездные корпоративные мероприятия. Деловой туризм не ограничивается непосредственно командировками. Он включает в себя участие в семинарах и выставках, поиск новых партнеров, развитие корпоративной культуры. Для обозначения всего множества деловых поездок была придумана аббревиатура MICE: Meetings (встречи), Incentives (поощрительныетуры), Conferences (конференции), Exibitions (выставки).Внутренний и внешний бизнес-туризм  – один из главных показателей уровня экономического развития страны.

MICE-туризм признан одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики, и на это есть ряд причин. Во-первых, чутко реагируя на экономические изменения в стране и мире, он не так сильно зависит от политической обстановки. Во-вторых, сезонность в деловом туризме выражена куда меньше, чем в курортном, встречи и мероприятия проходят круглый год. В-третьих, такие поездки обычно планируют заранее, что позволяет говорить о стабильности и предсказуемости направления. И наконец, бизнес-туризм чаще имеет дело с состоятельными клиентами, чье путешествие  оплачивается компанией-заказчиком.

Объём мирового рынка бизнес-трэвел, согласно результатам оценки Всемирного совета деловых путешествий и туризма (WorldTravelandTourismCouncil, WTTC), за 2010 год составил  $819 млрд. К 2020 году WTTC прогнозирует его увеличение до $1,589 трлн, что означает ежегодный рост на 4,3 %. Не может не радовать, что эксперты WTTC позитивно оценивают и  будущее российского рынка бизнес-путешествий. Согласно их оценкам, объем российского рынка деловых поездок в 2010г. составил $6,5млрд., а к 2020 году предполагается увеличение этой суммы до $18,4млрд. Это означает средний ежегодный прирост на6%.

 

·  Львиная доля всех деловых поездок (около 70%) приходится на командировки – личные деловые встречи, остальные 3 сектора MICE распределяютсятак: конференции – 16%, инсентив-мероприятия – 2% и выставки – 11%.

·   Одной из важных тенденций делового туризма последних лет является стремление людей к профессиональному росту, и как следствие растущий интерес к отраслевым выставкам, международным профессиональным мероприятиям.

·   В мире чаще всего в деловые поездки отправляются мужчины 41-65 лет и женщины 30-50 лет, причем средний возраст участников увеличивается, а количество женщин растет. В России прослеживаются обратные тенденции: путешествуют более молодые сотрудники 25 – 40 лет, и женщин среди них не так много.


ЦентрамиMICE-туризма сегодня являются США, страны Западной Европы: Германия, Австрия, Франция, Испания, Великобритания. Самый быстроразвивающийся MICE-регион на сегодня Азиатско-Тихоокеанский. Там лидером стал  Китай, но заслуживают внимания также Япония, Сингапур, Республика Корея, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Малайзия. Из 11тыс. конвенций, ежегодно проводимых в мире, основная часть приходится на эти три региона: Европа (57,9 %), Северная Америка (14,9 %) и Азия (14,3 %). Если говорить о потоках делового туризма, то внутрирегиональные поездки (например, между странами Европы, между США, Канадой и Мексикой) преобладают над межрегиональными и межконтинентальными.

Исследования Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) показывают,  что расходы на деловые путешествия в России в последние годы существенно выросли. Сейчас объём рынка оценивается примерно в $7млрд., при этом предполагаемые темпы роста бизнес-туризма в странах БРИК на2011 – 2015 гг. существенно выше, чем в США, Великобритании, Германии и Франции.

Главным центром бизнес-туризма в России была и остается Москва, как политическая и финансовая столица. На ее долю приходится больше половины всех деловых конференций, командировок и прочих мероприятий, проходящих в стране, что приносит ежегодно более $400 млн. Второе место удерживает культурная столица – Санкт-Петербург, около 10 – 15% всех деловых событий проходят там. Остальные 25 – 30% делят между собой регионы. Казань, Екатеринбург, столица Олимпийских игр-2014 Сочи, Хабаровск и Владивосток уже принимали у себя важные национальные и международные политические и бизнес-конференции.

Российский рынок делового туризма имеет свои характерные особенности.

·   Например, заказчики часто предпочитают совмещать в одном мероприятии деловую часть и инсентив-программу, убивая таким образом сразу двух зайцев – и поработать, и отдохнуть.

·   Корпоративные мероприятия наши соотечественники любят проводить на  теплых курортах – в Турции, на Кипре, в Египте, Хорватии, но делать это стараются в межсезонье. В это время еще сохраняется комфортная погода, но цены на размещение и доп. услуги ниже, чем в сезон. В высокий сезон наблюдается спрос на мероприятия VIP-уровня, встречи высшего менеджмента.

·    Если мероприятие необходимо провести в России, то выбор заказчиков чаще всего падает на Москву и Санкт-Петербург, реже Сочи, так как в регионах сохраняются инфраструктурные проблемы, даже крупные города не всегда способны обеспечить достойный уровень сервиса и вообще принять большую группу взыскательных бизнес-туристов.


Тем не менее, российский рынок бизнес-туризма признается экспертами привлекательным, а динамика его развития внушает оптимизм. Катализаторами роста отрасли они называют увеличение притока иностранного капитала и официальную активизацию борьбы с коррупцией и бюрократизмом. Большие надежды возлагаются если не наотмену, то ослабление визового режима, что непременно скажется на росте туристических потоков и развитии деловых отношений. Однако со стороны бизнеса тоже необходимо приложить усилия и решить проблему острой нехватки современных и качественных конференц-залов и услуг в регионах России.